Преамбула

Медицинское образование есть процесс непрерывного обучения, начинающийся с момента поступления на медицинский факультет и заканчивающийся после прекращения врачебной практики. Его цель - обучение студентов и подготовка практикующих врачей, позволяющая им использовать новейшие достижения науки для профилактики и лечения заболеваний, в том числе, и неизлечимых в настоящее время. Медицинское образование должно привить врачу такие этические нормы мышления и поведения, которые ставили бы заботу о здоровье людей выше личных интересов и выгод. Все врачи, независимо от специальности, являются представителями одной профессии. Как представитель медицинской профессии, каждый врач должен чувствовать ответственность не только за поддержание собственного образовательного уровня, но и за должный уровень всех коллег. Медицинское образование должно основываться на следующих принципах:

Главные принципы медицинского образования

I - Базовое медицинское образование

Медицинское образование включает общую подготовку, завершающуюся присвоением первого профессионального звания, клиническую подготовку - основу общемедицинской практики, работу по специальности и непрерывное обучение в течение всей жизни. Медицинское сообщество, медицинские факультеты и другие центры подготовки, а также правительственные органы, несут ответственность за обеспечение высокого уровня и качества медицинского образования.

II - Преддипломное медицинское образование

Задачей медицинского образования является подготовка врачей, позволяющая им самостоятельно работать по специальности. Получение первой профессиональной степени означает завершение программы обучения и получение студентом квалификации, дающей право выбора дальнейшей карьеры по медицинской практике, организации здравоохранения, исследовательской работе в области клинических и фундаментальных дисциплин или преподавательской деятельности. Любое из выбранных направлений требует дальнейшей дополнительной подготовки.

III - Обучение на факультете

Медицинское образование, завершающееся получением первой профессиональной степени, дается в условиях медицинского факультета. Факультет должен отвечать академическим стандартам, которые приобретаются только в процессе длительной преподавательской деятельности и практики. Прием на факультет должен определяться только квалификацией абитуриента и не может зависеть от его возраста, пола, расовой принадлежности, убеждений, политических интересов и национального происхождения.

Факультет несет ответственность за создание академических условий, обеспечивающих наибольшую эффективность процессов обучения и научного поиска. Лишь в этом случае создаются необходимые условия для ведения активной исследовательской работы, способствующей прогрессу медицинских знаний и совершенствованию уровня медицинской помощи. Определение целей, содержания и характера образования, а также оценка его результатов входят в компетенцию медицинских факультетов и национальных медицинских ассоциаций.

Факультет обязан воплотить программу подготовки в атмосфере академической свободы, ибо именно она создает предпосылки наибольшей эффективности процесса обучения и научного поиска. Факультет должен периодически пересматривать программу, дополняя ее в интересах общества и внося поправки, исходящие из нужд практической медицины, в пределах, не наносящих ущерба качеству медицинского образования. Факультет заслуживает признания, если он располагает библиотечными фондами, исследовательскими лабораториями, клиническими базами и учебными аудиториями в количестве, достаточном для удовлетворения потребностей всех обучающихся. Необходимыми дополнениями являются соответствующие административные структуры и ведение академических архивов. При наличии всех этих элементов, за проводимое на факультете клиническое обучение врачей общей практики и узких специалистов может поручиться университет или клиника.

IV - Содержание медицинского образования

Образовательная программа должна включать изучение биологических и бихейвиористских наук, а также социально-экономических аспектов здравоохранения. Это база, на основе которой строится понимание клинической медицины. От обучаемых следует требовать элементов критического мышления и самообразования, а также строго следования фундаментальным нормам профессиональной этики.

V - Клиническая подготовка

Клиническая подготовка в медицинском образовании должна основываться на работе с больными под руководством наставников и включать непосредственное участие обучаемых в процессе диагностики и лечения. Она должна предусматривать постепенное накопление личного опыта и последовательное расширение круга обязанностей. Следует соблюдать соответствие между количеством клинических коек и числом обучаемых. Перед тем, как приступить к самостоятельной практике, врач должен отработать программу клинической подготовки.

Эта программа, требующая обычно не менее одного года, должна предусматривать расширение круга обязанностей в решении всех клинических проблем под руководством наставника. Факультет должен определить, приобрел ли студент, получающий первую профессиональную степень, фундаментальные и клинические знания, элементарные навыки, необходимые для правильной оценки клинической ситуации и принятия самостоятельных решений, а также оценить, позволяют ли личностные качества обучаемого носить высокое звание врача.

VI - Подбор студентов

Перед началом изучения медицины желательно получить общее гуманитарное образование. Для изучения медицины студентов следует отбирать, исходя из их интеллектуальных способностей, побуждений, предшествующей подготовки и личностных качеств. Количество принятых студентов не должно превышать возможностей учебных баз и должно соответствовать потребностям общества. Возраст, пол, расовая принадлежность, убеждения, а также политическая ориентация и национальная принадлежность не могут играть никакой роли в процессе отбора.

VII - Последипломное медицинское образование

Желательно, чтобы специализация следовала непосредственно за получением первой профессиональной степени и чтобы у врача была возможность выбора между практической медициной, сферой здравоохранения, клиническими и теоретическими исследованиями или преподавательской карьерой. Самостоятельной практике должна предшествовать соответствующая программа клинической подготовки, включающая подготовку по общей медицине или специальности. За достаточность программы клинической подготовки врачей, получающих первую профессиональную степень, несет ответственность медицинское сообщество.

VIII - Непрерывное медицинское образование

Все врачи приговорены к пожизненному обучению. Для обеспечения качества медицинской помощи врач должен постоянно совершенствоваться, обязан быть в курсе всех достижений медицинской науки и поддерживать необходимый уровень собственных знаний и навыков. За предоставление всем врачам равных возможностей непрерывного совершенствования, ответственность несут медицинские школы, клиники и профессиональные ассоциации.

Потребность в людей в медицинской помощи, профилактических мерами и консультациях по всем вопросам охраны здоровья на уровне наивысших стандартов определяет соответствующие требования к пред-, последипломному и непрерывному медицинскому образованию.


Используются технологии uCoz